И что? А ничего. Читать всё равно можно. Как, например, можно смотреть и даже пересматривать кинокомедию «Весёлые ребята» (александровскую) — несмотря на все её глупости и нелепости.
А вот экранизации романа — те самые, «близко к тексту» — смотреть не стоит. Скопища голых актрис, на лицах и в телах которых выражено полнейшее неведение относительно того, почему они там голые и что там следует с такой оказией делать, — это не только глупо, не только безвкусно, но практически за пределами игры и творчества. Не говоря уж об остальном ужасе...” /Здесь /
|
Что уж такого сложного для актрисы сыграть женщину, одежда на которой прямо среди улицы, у прохожих на виду внезапно перестала существовать? Фривольная сцена с визгами и жеманством, для первокурсниц театрального училища на занятиях по мастерству самый цимес.
Однако учебный пантомимический этюд без реального оголения — это одно. Экспрессионистский танец нагой балерины под музыку Стравинского — другое. А игровой фильм без намёка на «формализм», но зато с голыми целлюлитными тётками, ковыляющими по городской улице, — это позорище.
Позорище, если средствами городского репортажа от уездного ТВ в фильме показывается не издевательство каких‑то фашистов над мирным населением, допустим, и не европейский ЛГБТ‑парад, а вышедшая из книги ФАНТАСМАГОРИЯ. Вышедшая из книги, при создании конгениальной киноверсии которой характер изображения всегда будет несоизмеримо важнее мелочных подробностей передаваемого содержания.
Чтобы поставить фантасмагорию как фантасмагорию, в подходящей форме, можно посмотреть и отрефлексировать, например, «Город Зеро». (Желательно, конечно, ещё и «Алису, или Последний побег» Шаброля...)
Но сначала надо осознать, что «Мастер и Маргарита» (там, где Мастер и Маргарита) — это именно фантасмагория, сказка с причудливой небывальщиной, а не наивеличайфэншуйший наиромбантичснимснейший серьёзнейший роман обо всём самом‑самом на свете. /Здесь /
|
Вечно инопланетные дети
узнают о важнейшем на свете
из уроков фальшивой истории,
но никак не из фантасмагории. /Здесь /
|
Тут в галерее случился ужас, деталями которого располагает проводник Квиксен. Он поделится. Разве нет?
Обязательно поделится. Квиксен, наш хладнокровный и беспристрастный очевидец, бурно, интенсивно делясь, во всех подробностях описал ужасы галереи «БК», имевшие место во время выступления примус‑жупелмейстера эсинга... /Здесь /
|
Разве не ужас, когда в игровом фильме без намёка на «формализм» живой актёр «превращается» в грубо сделанную куклу (в буквальном смысле) и «продолжает» игру в таком виде? В современном‑то кинематографе! (После 1960‑х.)
Не ужас, а халтура, говорите? И/или бездарность/глупость режиссёра?..
Случаи ужасной халтуры глупой бездарности очевиднее всего там, где нет нужды в упрощениях, диктуемых наивностью и естественной неразвитостью аудитории. Где не для детей делается. И сразу вопрос: а много ль в современном игровом кино делается не для «детей», не для наивных и неразвитых людей?
К примеру, в хорошо поставленной фантасмагории (без всяких упрощений) живого героя можно заменить практически любым предметом, и при этом не понадобится субституту рот рисовать: в сновидческой хмари свои законы восприятия. «Дети», однако, и здесь потребуют говорящего рта и подвижных глазок — а нынешний кинематограф с его технологиями охотно удовлетворит запрос. И все прочие «детские» запросы.
Оттого фантасмагории редки. /Здесь /
|
Все розетки хором ноют:
обошли их стороною,
рот не стали рисовать —
что же вилку‑то совать? /Здесь /
|
Когда Б. А. кратко, но ёмко высказался по поводу бездарных экранизаций известнейшего бульварного (или, если угодно, «дамского») романа, прямо перед монитором открылся портал в Иноэс (в Квикнеме такое случается).
А в открывшемся портале обнаружилась трапезничающая компания из... /Здесь /
|
Розового салона поедателей фруктовых ендрасиоморхов... Следы на сахарном песке...
Страшно, а жуй...
Вкус — вот что важнее технологий даже в нынешнем кино. Компьютерной мощью можно заделать какого угодно Бегемота, однако стойкая атмосфера неуловимой жути от одного этого не возникнет. (В убогих творчески и технологически случаях наижутчайшей халтуры глупых бездарностей — не возникнет тем более.) /Здесь /
|
Всё потемнело.
След на сахарном песке.
|
|